20.03.2024

Передвижные цирки, выставки, контактные зоопарки

С 1 января 2022 года все цирки, зоопарки, зоосады, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы могут осуществлять свою деятельность только при наличии соответствующей лицензии, выданной Россельхознадзором.

При этом, содержание животных и осуществление деятельности по их использованию в культурно-зрелищных целях разрешается вести только в специально предназначенных зданиях, сооружениях, помещениях и обособленных территориях, территориальное нахождение которых жестко прописано в выданной лицензии.

Использование животных в других местах, не указанных в лицензии, запрещено, но есть два важных исключения:

  1. Организация и проведение цирковых представлений с участием животных в рамках гастрольной деятельности цирков и зоотеатров.
  2. Организация и проведение выставок животных, а также мероприятий научной, образовательной и просветительской направленности с демонстрацией животных.

Таким образом, осуществление передвижной деятельности зоопарками, зоосадами, дельфинариями и океанариумами запрещено законом. 

Цирки и зоотеатры могут иметь передвижной формат только в рамках гастрольной деятельности. При этом у них все равно должна быть лицензия с закрепленным в ней постоянным стационарным местом осуществления деятельности, в котором животные содержатся и используются в интервалах между гастролями.

На сегодняшний день не все заведения, использующие животных в культурно-зрелищных целях, делают это в рамках закона. Многие цирки-шапито продолжают колесить по стране, не имея на то необходимой лицензии. Разного рода контактные зоопарки и зверинцы тоже пытаются уйти от ответственности, позиционируя себя как передвижные выставки животных.

Нарушители закона пользуются нерасторопностью надзорных органов и, как правило, не задерживаются на одном месте более одного месяца. Также им существенно облегчает жизнь мораторий на проверки юридических лиц прокуратурой, если их деятельность не несет угрозу жизни и здоровью граждан.

Текущее законодательство

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

9. Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

I. Общие положения

2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

“выставка животных” – мероприятие по демонстрации животных, основными целями которого являются культурно-просветительные цели, обмен опытом, проведение зоотехнических и селекционных мероприятий, а также поиск потенциальных владельцев для домашних животных;

“дельфинарий” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по содержанию, демонстрации и использованию в представлениях различных видов дельфинов и представителей других видов водных млекопитающих;

“зоопарк” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержащие зоологическую коллекцию, способствующие сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований. Указанное понятие применяется в отношении парков животных, сафари-парков, парков птиц, аквариумов и специализированных коллекций (коллекции живых беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих);

“зоосад” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных и растений, содержащие зоологическую и ботаническую коллекции, способствующие сохранению видов животных и растений посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных и растениях, рекреации и проведения исследований;

“зоотеатр” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по подготовке и показу тематических спектаклей, других публичных представлений с участием животных, в которых представлен жанр цирковой дрессуры, располагающие манежем, сценой, помещениями для содержания животных;

“океанариум” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по содержанию и демонстрации гидробионтов, составляющих зоологическую и ботаническую коллекции, способствующие сохранению видов животных и растений посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных и растениях, рекреации и проведения исследований;

“цирк” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе цирковую деятельность, располагающие помещениями для содержания животных, специальным зрелищным сооружением с куполообразным покрытием и манежем, предназначенным для создания и (или) показа цирковых представлений с животными, и (или) иными площадками, используемыми для осуществления цирковой деятельности с участием животных;

3. Руководитель организации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, обязаны обеспечить соблюдение требований, установленных настоящим документом.

VI. Требования к использованию и содержанию животных на выставках

221. Организатор выставки с участием животных, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязан обеспечить соблюдение требований, установленных настоящим разделом.

223. Максимальная продолжительность выставки с участием животных составляет 4 календарных дня.

Максимальное время нахождения животных в месте проведения выставки должно составлять не более 12 часов в день.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

Перечень случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях

5. Организация и проведение цирковых представлений с участием животных в рамках гастрольной деятельности цирков и зоотеатров.

7. Организация и проведение выставок животных, а также мероприятий научной, образовательной и просветительской направленности с демонстрацией животных.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

5. Соискатель лицензии для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие на праве собственности или на ином законном основании специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных и соответствующих требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1937 “Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию” (далее – требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию);

7. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных настоящим Положением, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных статьей 11 и частями 4 – 6 и 8 статьи 15 Федерального закона “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также подпунктом “а”, “б” и абзацем третьим подпункта “в” пункта 6 настоящего Положения.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

 

Полная актуальная версия документа: здесь.

Основные нарушения закона

Возможные виды наказания

Порядок действий

Примерный образец заявления о передвижном зоопарке

Руководителю Россельхознадзора по _____________ области

ФИО должностного лица

от ФИО, адрес регистрации заявителя,

Контакты: электронная почта, номер телефона


В городе _________ по адресу ________________ осуществляет свою деятельность  “____________” (название выставки, зоопарка, зверинца), принадлежащий “__________” (название ИП или юр.лица, ИНН, ОГРН). 

Животные в данном заведении содержатся в ненадлежащих условиях. В частности, “_____________________”. (описать все увиденные вами нарушения, например, животные находятся в истощённом состоянии, запуганы, целыми днями сидят в узких клетках и подвергаются стрессу от прикосновений посетителей и отсутствия укрытия, в мисках отсутствует вода и корм и т.д.) 

Форма деятельности данного заведения имеет все признаки передвижного зоопарка и, по факту, является им. При этом у “_______” (название ИП или юр.лица) отсутствует необходимая лицензия на осуществление деятельности по использованию животных в культурно-зрелищных целях. Чтобы избежать ответственности, заведение позиционирует себя как выставка животных.

Согласно афише, “____________” (название выставки, зоопарка, зверинца) будет работать до __.__.____.

В п. 223 главы VI Постановления Правительства от 30.12.19 №1937-ПП “Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию” указано, что максимальная продолжительность выставки с участием животных составляет четыре календарных дня, а максимальное время нахождения животных в месте проведения выставки должно составлять не более 12 часов в день.

Согласно п. 4 статьи 15 закона №498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными” осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”,

прошу Вас:

провести внеплановую выездную проверку деятельности “____________” (название юр.лица или ИП) в виде контактного зоопарка “_________”, принять меры к устранению нарушений федерального законодательства и привлечь к ответственности владельца данного заведения.

О принятых мерах прошу сообщить по адресу: ___________ (Ваш имэйл)

Приложения:
1. Фотографии с места осуществления деятельности – __ шт.
2. Копия кассового чека (входного билета) от __.__._____ – __ шт.

С уважением,

 Ваше ФИО

Подпись с расшифровкой

Дата

Примерный образец заявления о передвижном цирке-шапито

Руководителю Россельхознадзора по _____________ области

ФИО должностного лица

от ФИО, адрес регистрации заявителя,

Контакты: электронная почта, номер телефона


В городе _________ по адресу ________________ осуществляет свою деятельность  “____________” (название цирка), принадлежащий “__________” (название ИП или юр.лица, ИНН, ОГРН). При этом у данного юридического лица (или ИП) отсутствует необходимая лицензия на осуществление деятельности по использованию животных в культурно-зрелищных целях. 

Согласно п.9 ст. 15 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными” деятельность по содержанию и использованию животных в цирках подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Как указано на афише, “____________” (название цирка) будет работать до __.__.____.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”,

прошу Вас:

провести внеплановую выездную проверку деятельности “____________”, принять меры к устранению нарушений федерального законодательства и привлечь к ответственности владельца данного заведения.

О принятых мерах прошу сообщить по адресу: ___________ (Ваш имэйл)

Приложения:
1. Фотографии с места осуществления деятельности – __ шт.
2. Копия кассового чека (входного билета) от __.__._____ – __ шт.

С уважением,

 Ваше ФИО

Подпись с расшифровкой

Дата

X